1 марта 2022
Темы | Бизнес
Нет времени читать?
Отправить статью на почту

Agile: что это такое и как начать использовать гибкую методологию

1 марта 2022
14 мин на чтение
24575
Agile: что это такое и как начать использовать гибкую методологию
author__photo

Чтобы организовать работу большого проекта, нужна единая система. Методология гибкого управления Agile поможет легко переключаться на актуальные задачи, повышать показатели и эффективно управлять командой.

Расскажем о системе Agile, ее принципах и о том, как внедрить гибкую методологию разработки продукта.

Calltouch
Привлекайте, конвертируйте
и анализируйте ваших клиентов
Платформа омниканального маркетинга
Подробнее

Что такое Agile и нужен ли он вашей команде

Agile — это набор методов для управления проектами. Рабочий процесс делится на итерации — короткие циклы по 2–3 недели. В ходе цикла проделывают полный круг создания продукта или его части. Команда выполняет:

  • планирование и анализ;
  • разработку;
  • проверку.

В сравнении с Waterfall-подходом Agile позволяет вернуться к предыдущему шагу, поменять цель и задачи. В основе Waterfall — четкая последовательность этапов.

Agile применяют в областях, требующих прикладной работы. Методика стала известна благодаря IT-индустрии — по ней и сейчас разрабатывают большую часть софта.

Система подойдет, если вы создаете клиентский продукт, при этом условия и объем работы четко не определены. Agile используют в постоянно изменяющихся сферах:

  • телекоммуникации;
  • дизайне;
  • маркетинге;
  • консалтинге;
  • туризме;
  • массовой культуре.

Agile применяют компании Netflix, Spotify, Magna International, General Electric, Accenture, «М.Видео».

Гибкий подход противопоказан, если ваш проект требует неизменной стабильной работы и сопровождается объемной документацией. Его не применяют в строительстве, тяжелой промышленности и других сферах, где нужен конкретный результат. Agile также окажется бесполезен, если руководитель не погружен в проект, а сотрудники не могут регулярно общаться между собой.

Плюсы и минусы Agile

Преимущества:

  • уменьшение рисков — каждая новая итерация позволяет совершенствовать продукт;
  • четкий тайминг — итерации ограничены сроками; 
  • гибкость — можно быстро менять продукт: например, если изменились требования заказчика;
  • возможность приоритезации задач;
  • отсутствие бюрократии, рутины и микроменеджмента;
  • вовлеченность сотрудников — agile требует постоянного участия всей команды.

Недостатки:

  • отсутствие четкого долгосрочного плана;
  • сокращение технической документации может приводить к ошибкам;
  • тесная коммуникация внутри команды — не каждому комфортно работать в таких условиях;
  • фокус на мелочах — постоянная доработка деталей может увести от главной задачи.

Манифест Agile

В 2001 году Agile Alliance выпустили манифест. В нем группа авторов описала новые идеи разработки ПО взамен устоявшихся представлений о менеджменте.

Основные идеи:

  • Люди важнее процессов и стандартных инструментов.
  • Создание продукта важнее регламентов.
  • Сотрудничество с клиентом и взаимопонимание превыше контракта.
  • Вносить коррективы важнее, чем придерживаться плана.

Новая методика помогла компаниям адаптироваться к изменяющемуся рынку и потребительским запросам.

Принципы и ценности методологии

Рассмотрим основные принципы Agile.

Гибкость. Адаптивная система Agile позволяет быстро скорректировать план. Это помогает избежать ситуаций, когда сотрудники до последнего решают неактуальную задачу.

Работа над небольшими блоками. Сложные проекты делят на задачи поменьше, каждую из которых помещают в отдельный блок. Такой принцип ускоряет достижение цели.

Маленькие кросс-функциональные команды. Сотрудники работают в небольших командах до 12 человек. Каждая группа отвечает за одну функцию продукта.

Уменьшение объема незавершенной работы. Команды концентрируются на задачах, которые можно решить за небольшой промежуток времени, не оставляя недоработок. Это повышает общую продуктивность.

Автономность команд. Перед началом работы над задачей составляется план. Затем каждая команда решает, как приступить к его выполнению. Обязанность руководителя ― определить базовые правила. Сотрудники самостоятельно выбирают темп работы и условия, координируют действия.

Абсолютная готовность. Причина низкого темпа работы на крупных проектах — задачи, которые завершены лишь частично. При подходе Agile это исключено: в конце каждого цикла команды должны подвести итог. 

Беспрерывная работа. Поделенные на короткие циклы задачи имеют приоритеты. Сотрудники не отвлекаются на смежные задания и могут полностью сосредоточиться на актуальном.

А чтобы не отвлекаться на рутинные отчеты, подключите сквозную аналитику Calltouch для бизнеса и уделяйте время важным стратегическим задачам.

Сквозная аналитика
Оценивайте эффективность всех рекламных кампаний в одном окне от клика до ROI
Вкладывайте в ту рекламу, которая приводит клиентов
Подробнее

Полная прозрачность и использование досок со стикерами. Это помогает: 

  • кратко, но емко описать работу;
  • зафиксировать стадию, на которой находится проект; 
  • посмотреть на процесс глазами сотрудников, 
  • определить источник проблем.

Обратная связь от пользователей на каждом цикле. Команды получают отзывы от клиентов в конце каждой итерации. Фидбэк учитывают при дальнейшем планировании.

Какие роли по Agile существуют 

  • Владелец продукта. Он не посвящен в технические подробности, но имеет общее видение и понимает, для какой аудитории создается продукт.
  • Координатор. Отвечает за процессы в команде и направляет потенциал сотрудников.
  • Команда разработчиков. Разрабатывает продукт, отвечает за его техническую составляющую.

Иерархия компетенции в Agile

Структура горизонтальная, но в ней есть иерархия. Она построена на компетенциях, а не власти. Так, руководитель задает вектор выполнения задач, но при принятии решений опирается на мнение специалистов. 

Что такое пропускная способность

Это реализованное количество «пользовательских историй» — пожеланий клиентов, которые становятся задачами. Например, установка фильтров поиска в приложении, улучшение обратной связи, работа над службой техподдержки. 

Пропускную способность измеряют количеством отработанных пользовательских историй в неделю.

Как определить приоритетность и составить график задач

Приоритетность задач зависит от направления компании:

  • Value Based — оценка ценности для бизнеса. Каждую задачу изучают с точки зрения прибыльности, повышения репутации и общего уровня удовлетворенности пользователей.
  • Technology Risk Based — оценка технологических рисков. Например, они возникают из-за большого количества поставленных условий, внешнего воздействия. 

Чтобы составить график, используют инструменты планирования с шаблонами. Среди них:

  • GanttPRO. Сервис для постановки задач и их контроля. Он содержит шаблоны графиков, отслеживает цели по степени продвижения, отмечает слабые места.
  • Trello. Канбан-доска с тайм-трекером, возможностью делегировать задачи и назначать дедлайны.

Популярные методы и средства управления проектами

Agile — система, в которой реализуют разные методы и подходы. Наиболее востребованные — Scrum и Kanban.

Основной приоритет метода Scrum — контроль процесса. Проект делят на стадии длительностью от двух до четырех недель. Сначала оценивается масштаб работы, а действия и планы корректируются на основе промежуточных итогов. 

Скрам повышает производительность и сокращает время для достижения цели.

Метод Kanban основан на прозрачности процесса. Главные принципы:

  • постоянная визуализация информации;
  • командная работа для баланса усилий;
  • ограничение по времени для оптимизации процесса.

Инструкция по внедрению Agile

Комплекс мероприятий для внедрения методологии:

  1. Подготовьте команду. Обучите сотрудников работать по новой системе. Возможно, понадобятся тимбилдинги, тренинги по командной работе или помощь сторонних специалистов по управлению. Определите зоны ответственности.
  2. Выберите инструменты. Подойдут форматы Scrum или Kanban: изучите и протестируйте варианты, выберите сервис. Научите команду работать в системе управления проектами. Определите, какими средствами вы будете оценивать эффективность работы.
  3. Сформируйте список приоритетных задач. Привлеките всю команду: выпишите, что каждый сотрудник делает сейчас и чем он будет заниматься в перспективе. Ранжируйте задачи по матрице Эйзенхауэра, установите дедлайны. Опишите перечень работ для выполнения каждой задачи.
  4. Отберите задачи для первой итерации. В спринте должен быть задействован каждый член команды. Приступайте к выполнению задач.
  5. Обсудите результаты. Организуйте небольшие встречи ежедневно, во время которых каждый сотрудник должен коротко рассказать, какую работу он проделал, чем планирует заниматься, какие трудности возникли и нужна ли ему помощь. Это помогают быстро реагировать на проблемы.
  6. Подведите итоги итерации. Суммируйте, что у вас получилось, а что — нет. Определите, какие процессы нужно улучшить. Планируйте следующий спринт на основе этой информации.

Распространенные проблемы при реализации

С какими трудностями может столкнуться команда при внедрении Agile:

  • Отказ от концепции «руководитель — подчиненный». Не все компании готовы к менее формальным рабочим отношениям.
  • Отсутствие сплоченности у команды. В Agile важна постоянная коммуникация. Тем, кому удобнее выполнять задачи в одиночку, будет сложно приспособиться к новому формату.
  • Впустую потраченные усилия. Иногда концепция проекта меняется и приходится брать курс на новые задачи. Не каждая команда проявляет мобильность.

Оценка результативности

Вы увидите результаты после релиза проекта, когда получите готовый продукт. Методы оценки:

  • Обратная связь. Источники — заказчик, фокус-группа, потребители. 
  • Достигнутые цели. Это покажет анализ работоспособности продукта и его соответствия требованиям заказчика.
  • Финансовые показатели. Важно следить за окупаемостью продукта, расходами и прибылью.
  • Показатели команды. Уровень мотивации влияет на вклад каждого сотрудника в проект.

В бизнесе важно анализировать реализацию и результаты бизнес-процессов. Речевая аналитика Calltouch распознает речь клиентов и менеджеров, классифицирует звонки и переводит разговор в текст. Сервис поможет точно определить тип обращения и оценить работу операторов колл-центра. Вы поймете, что интересует ваших клиентов, и проработаете скрипты разговора.

Предикт
Анализируй и сегментируй звонки легко и быстро
Текстовая расшифровка звонков и автотегирование
Подробнее

Книги по Agile

  • Д. Грин, Э. Стиллмен, «Постигая Agile». Книга подробно объясняет, как применять методологию с помощью инструментов Scrum, Kanban, Lean и XP.
  • С. Деннинг, «Эпоха Agile. Как умные компании меняются и достигают результатов». Книга научит грамотно ставить цели и использовать гибкие методологии для их выполнения. Автор разбирает опыт применения Agile на примере нескольких компаний.
  • М. Кон, «Agile: оценка и планирование проектов». Автор рассказывает о том, как организовать работу над небольшими и масштабными проектами, минимизировать риски и анализировать результаты.

Заключение

  • Методология Agile позволяет в короткие сроки разрабатывать для клиентов новые продукты с учетом обратной связи.
  • В Agile важно грамотно приоритизировать задачи и установить дедлайны.
  • Agile минимизирует бумажную работу и сплачивает сотрудников — в команде выстраивается иерархия на основе компетенций.
  • Система помогает реагировать на изменения и полностью перестраивать рабочий процесс.
Какие проблемы могут возникнуть при внедрении?

Неверные приоритизация задач и расчет времени, недостаточная погруженность руководителей в проект и нежелание сотрудников активно общаться. Если команда не видит целостной картины, не готова проявить гибкость, мобильность и отказаться от строгой вертикальной иерархии, она не сможет работать по Agile.

Каковы особенности Agile в маркетинге?

В приоритете — мини-тестирования вместо долгосрочных исследований. В цикле разрабатываются краткосрочные адаптивные рекламные кампании, которые корректируются по итогам анализа эффективности.

Автор блога Calltouch
Нет времени читать?
Оцените
Поделитесь с друзьями
Лучшие маркетинговые практики — каждый месяц в дайджесте Calltouch
Подписывайтесь сейчас и получите 13 чек-листов маркетолога
Нажимая на кнопку "Подписаться", вы даёте своё согласие на обработку персональных данных и получение рекламной информации о продуктах, услугах посредством звонков и рассылок по предоставленным каналам связи.
У вас интересный материал?
Опубликуйте статью в нашем блоге
Опубликовать статью
Хотите получить актуальную подборку кейсов?
Прямо сейчас бесплатно отправим подборку обучающих кейсов с прибылью от 14 730 до 536 900р.
[contact-form-7 404 "Not Found"]
У нас тут cookies…
На сайте используются файлы cookies. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь с этим. Подробности об обработке ваших данных — в политике использования файлов cookie.
Вставить формулу как
Блок
Строка
Дополнительные настройки
Цвет формулы
Цвет текста
#333333
Используйте LaTeX для набора формулы
Предпросмотр
\({}\)
Формула не набрана
Вставить