Поехали!
Скоринг клиентов от 5 000 рублей для космической конверсии
Реклама ООО «Колтач Солюшнс»
ИНН 7703388936
erid: 2Vtzqwe74nB
Нет времени читать?
Отправить статью на почту

Что такое альтернативная стоимость и как ее определить

2 июня 2021
11 мин на чтение
90978
Что такое альтернативная стоимость и как ее определить
author__photo

Человек ежедневно встает перед выбором: во сколько проснуться, что приготовить на ужин, чем заняться в выходные, на что потратить премию. Выбирая варианты, люди руководствуются разными мотивами: необходимость, польза, удовольствие. Предприниматель же мыслит всегда рационально. Ему нужно распорядиться ограниченным набором ресурсов – деньгами, оборудованием или навыками, чтобы получить максимум прибыли. Для принятия решений используют экономический показатель – альтернативную стоимость.

Calltouch
Привлекайте, конвертируйте
и анализируйте ваших клиентов
Платформа омниканального маркетинга
Подробнее

Что такое альтернативная стоимость

Альтернативная стоимость (АС) – это ценность упущенной возможности. Другими словами, стоимость товаров или услуг, которые были отвергнуты в пользу других.

Разберем, что такое альтернативная стоимость товара на примере. Допустим, семья Петровых накопила 500 000 рублей. Они думают, что сделать с деньгами: построить баню или купить машину. Петровы решают вложить деньги в строительство, а покупку отложить. Получается, что машина – это альтернативная стоимость бани.

Альтернативную стоимость измеряют в натуральных показателях (как в примере), в единицах времени или деньгах.

Расчет альтернативной стоимости

Алгоритм расчета альтернативной стоимости бывает разным. Это зависит от набора исходных данных.

Посчитать АС можно по формуле:

АС = упущенные возможности + затраты

Рассмотрим на примере. У предпринимателя есть торговое оборудование, 20 000 рублей, и он хочет торговать в парке. На эти деньги он может закупить 400 бутылок лимонада по 50 рублей за бутылку или 250 пачек мороженого по 80 рублей. Предположим, что с учетом цен конкурентов, лимонад можно продавать за 70 рублей, а мороженое – за 95.

Подставляем значения в формулу. Получается, затраты на мороженое и лимонад одинаковые – 20 000 рублей. А упущенные возможности в этом случае – выручка, которую предприниматель получил после продажи каждой позиции. Тогда:

АС лимонада = 250 х 95 + 20 000 = 43 750

АС мороженого = 400 х 70 + 20 000 = 48 000

Выходит, продавать лимонад намного выгоднее, чем мороженое.

Иногда под АС имеют в виду упущенную выгоду (альтернативные издержки) – то есть разницу между выбранным вариантом и лучшей альтернативой.

Например, студент решил найти подработку и устроился дизайнером с зарплатой в 30 000 рублей. Для этого он отказался от работы консультанта в магазине за 40 000 рублей и офис-менеджера за 20 000 рублей. С точки зрения прибыли лучший вариант – работа консультантом, поэтому упущенная выгода: 40 000 – 30 000 = 10 000 рублей в месяц.

Отличия от бюджета денежных затрат 

Бюджет денежных затрат – это общая сумма расходов на любое мероприятие. Альтернативная стоимость, если вспомнить определение, – это жертвы, на которые придется пойти при выборе определенного варианта.

Например, нужно отремонтировать квартиру: на семейном совете решают, что работу будет делать бригада. Чтобы подсчитать, сколько точно денег понадобится, составляют бюджет или смету, куда включают все расходы: на строительные материалы, доставку, работу строителей. Если бы члены семьи делали ремонт самостоятельно, они бы сэкономили деньги на услугах рабочих. Это и есть АС.

Виды альтернативных издержек

Если решения принимают в рамках бизнеса, то издержки делят на явные и неявные. Первые – это расходы компании, связанные с ее работой: зарплата, налоги, задолженность перед поставщиками, покупка оборудования.

Неявные издержки – это издержки использования ресурсов компании. К ним относится недополученная прибыль. Это может быть процент, который компания не получила, потому что бухгалтер хранил деньги в сейфе, а не вложил их в акции. Или деньги, которые можно получить, сдавая свободные площади в аренду.

К неявным издержкам относят падение уровня нормальной прибыли. Это размер вознаграждения, которое удерживает предпринимателя в отрасли. Например, нижняя планка заработка хорошего управленца – 150 000 в месяц. Если он организует бизнес, а доход окажется меньше установленной суммы, то фактически управленец теряет деньги, которые мог бы заработать в найме.

Каждое решение в бизнесе нужно оценить и проанализировать результаты. Определить эффективность интернет-маркетинга поможет сквозная аналитика Calltouch: сервис соберет данные со всех рекламных площадок и объединит их в удобном интерфейсе с понятными отчетами и наглядными графиками.

Сквозная аналитика
Оценивайте эффективность всех рекламных кампаний в одном окне от клика до ROI
Вкладывайте в ту рекламу, которая приводит клиентов
Подробнее

Типичные ошибки при расчете

Расчет альтернативной стоимости имеет нюансы. Посмотрим, какие ошибки допускают новички:

  • Не учитывают обстоятельства. Если вы купили большую партию товара по выгодной цене, то это не значит, что вы гарантировано получите прибыль: нужно учитывать конечную стоимость и прогноз по продажам.
  • Пренебрегают нематериальными факторами, например, временем. Выбирая между разными видами товаров, нужно учитывать скорость доставки и продажи. Иногда за время, которое предприниматель потратил на торговлю дорогостоящими товарами, он мог бы дважды реализовать более дешевые позиции и выйти в плюс.
  • Залезать в неоправданные долги. Бизнес – это риски, но их можно снизить, если правильно рассчитывать свои силы и планировать на несколько периодов вперед.

Кривая альтернативных издержек

Наращивая производство любого продукта, компания тратит сырье, рабочие часы, задействует больше оборудования. Поэтому, чем больше компания производит товара X, тем большим количеством товара Y придется пожертвовать.

Эту ситуацию описывает кривая производственных возможностей. Посмотрим, как она выглядит.

Кривая альтернативных издержек

На графике X max и Y max – это максимальное количество продуктов X и Y, которые компания может произвести. Точка A показывает: если компания производит 8 позиций товара Y, то она может изготовить только 1 товар X. Если увеличить производство товара X до 2 позиций (точка B), то число товаров Y сократится до 4.

Точка C описывает показатель, при котором ресурсы используются неэффективно, а точка D – недостижимый уровень производства, для которого недостаточно имеющихся мощностей.

Построение кривой помогает найти баланс между производством разных продуктов, используя ресурсы компании по-максимуму.

Освободите деньги компании для важных целей с помощью коллтрекинга от Calltouch. Технология поможет определить источники целевых звонков и не тратить бюджет на бесполезную рекламу.

Коллтрекинг
Отслеживайте источники звонков
с рекламы для ее оценки
Вкладывайте в ту рекламу, которая приводит клиентов. Слушайте звонки и улучшайте работу менеджеров.
Перейти

Как применять понятие альтернативной стоимости в реальной жизни

Понятие альтернативной стоимости поможет выбрать лучший вариант из предложенных. Например, перед вами встает выбор: получить новую профессию на курсах или работать на старой должности. В первом случае придется совмещать учебу, работу и дом – это напряжение, недосып и усталость. Во втором – никакой нервотрепки, знакомая обстановка и комфорт. Получается, альтернативная стоимость новой высокооплачиваемой профессии, то есть то, чем придется пожертвовать ради карьерного роста – это зона комфорта.

Такие сравнения уместны в любой ситуации. Чтобы принять правильное решение, нужно понимать, чем придется пожертвовать ради выгоды.

Заключение

Альтернативная стоимость – это экономический показатель, который помогает оценить последствия любого выбора. Его можно применять на любом уровне: при управлении глобальной экономикой, крупной или небольшой компанией. Знания помогут не только грамотно организовать бизнес, но и рационально распределить свое время в повседневной жизни и принимать эффективные решения.

Автор блога Calltouch
Нет времени читать?
Оцените
Поделитесь с друзьями
Лучшие маркетинговые практики — каждый месяц в дайджесте Calltouch
Подписывайтесь сейчас и получите 13 чек-листов маркетолога
Нажимая на кнопку "Подписаться", вы даёте своё согласие на обработку персональных данных и получение рекламной информации о продуктах, услугах посредством звонков и рассылок по предоставленным каналам связи.
У вас интересный материал?
Опубликуйте статью в нашем блоге
Опубликовать статью
Хотите получить актуальную подборку кейсов?
Прямо сейчас бесплатно отправим подборку обучающих кейсов с прибылью от 14 730 до 536 900р.
[contact-form-7 404 "Not Found"]
У нас тут cookies…
На сайте используются файлы cookies. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь с этим. Подробности об обработке ваших данных — в политике использования файлов cookie.
Вставить формулу как
Блок
Строка
Дополнительные настройки
Цвет формулы
Цвет текста
#333333
Используйте LaTeX для набора формулы
Предпросмотр
\({}\)
Формула не набрана
Вставить