22 октября 2019
17 мин на чтение
5689

Диверсификация: что это такое и для чего она нужна

author__photo
Елизавета Теряева
Редактор блога
Грамотная диверсификация — это основа экономического развития как небольших предприятий, так и многих стран. Успешно применять эту стратегию можно даже в рамках планирования бюджета одной семьи для грамотного инвестирования. Именно поэтому так важно разобраться в значении термина и особенностях этого явления: имеющихся на рынке диверсификационных тактиках и направлениях.
Нет времени читать?
Отправить статью на почту

Данная стратегия развития успешно существует не одно десятилетие. Применяющие её компании лучше приспосабливаются к изменениям рынка, инвесторы сводят к минимуму риски, а государства демонстрируют устойчивый рост темпов развития экономики.

Наши продукты помогают вашему бизнесу оптимизировать расходы на маркетинг
Узнать подробнее

Что такое диверсификация

Ещё до того, как экономика официально стала наукой, а изучать её начали не только в вузах, но и во многих школах, существовала народная мудрость. Удачнее всего что такое диверсификация выражает совет «не складывать все яйца в одну корзину».

Если понимать эту мысль буквально, то фермер, помещающий эти самые яйца в одну ёмкость рискует тем, что она опрокинется и всё, что ему удалось собрать за день, разобьётся. Если корзин будет несколько и стоять они будут в разных местах, риски существенно уменьшаются.

Однако здесь важно соблюдать баланс: если таких мест хранения будет слишком много (одна емкость в сарае, другая в гараже и т.п.), то приготовить из оставшихся на кухне яиц омлет на всю семью будет затруднительно. В этом случае повышаются затраты: в нашем примере это время на то, чтобы дойти до нужной ёмкости, но в обычной жизни — деньги.

С экономической точки зрения диверсификация представляет собой использование различных источников для вложения денежных средств с целью сократить убытки и минимизировать риски.механизм диверсификации

Для чего нужна диверсификация

Использование метода решает следующие задачи:

  • позволяет сократить риски, связанные, например, с падением спроса на товар или услугу;
  • снижает вероятность банкротства компании, что важно в условиях экономически нестабильной среды;
  • повышает рентабельность производства, открывая новые возможности использования производственных мощностей.

Компании, успешно применяющие инструмент, отличает способность дольше «оставаться на плаву» в любой экономической ситуации. Это достоинство сложно переоценить.

Преимущества и недостатки

У диверсификационной стратегии немало достоинств:

  • минимальные риски полной потери капитала. Если одна «корзина» станет убыточной, убытки покроют доходы с нескольких других;
  • может применяться при любом состоянии компании. Часто используется как вариант вывода производства из затяжного отраслевого кризиса;
  • уменьшает финансовую зависимость от внешних источников, в частности кредитования и т. п.;
  • рост конкурентоспособности компании по принципу «не сработал один товар — сработает второй».

Есть ли у такой сильной стратегии экономического развития недостатки? Да, как и у любой другой.

К их числу можно отнести:

  • риски, связанные с изменением ситуации на рынке. Например, компания принимает решение расширить свою линейку эконом-товаров вариантом премиум, но из-за нового витка кризиса покупательная способность потенциальных потребителей падает и производство оказывается убыточным;
  • необходимость большого количества ресурсов. Речь идёт не только о финансах, понадобятся новые производственные мощности, расширение штата персонала и, конечно, дополнительное время и усилия уже имеющихся сотрудников.

Типы и виды диверсификации

У такого комплексного экономического явления, как диверсификация, существует немало разновидностей. Каждый вид, в свою очередь, имеет несколько подвидов, что делает классификацию довольно запутанной.

Два основных вида диверсификации:

  • связанная, то есть предприятие расширяет ассортимент за счет выпуска продукции, похожей на уже имеющейся ассортимент, хоть и отличающейся какими-либо характеристиками. Это самый очевидный путь, ведь всё необходимое оборудование уже, как правило, имеется. Эта диверсификация может быть горизонтальной (изготавливается продукт с похожими свойствами) и вертикальной (дополнительный продукт используют для изготовления основного, например, комплектующие и т. п.);
  • несвязанная. В этом случае начинается производство товара который совсем не связан с основным. Для такой диверсификации требуется больше ресурсов.

В некоторых случаях говорят также о наличии комбинированной диверсификации. Этот термин подразумевает создание портфеля активов, относящегося как к связанному, так и к несвязанному виду. Второй путь — распределение ресурсов предприятия между различными направлениями его деятельности, каждое из которых функционирует по принципу связанной диверсификации.

По типам это явление принято разделять на основе объекта, диверсификация которого проводится — от инвестиций до бизнеса. Разберём каждый тип подробно.виды диверсификации

Производства

Диверсификация производства означает, что предприятие расширяет ассортимент производимой продукции по связанному, либо по несвязанному типу. За счет этого достигается расширение рынков сбыта, а значит и большая устойчивость компании к ситуации на экономическом рынке.

Антонимом диверсификации будет узкая специализация. Так, если предприятие производит только подшипники, оно является специализированным и сильно зависит от ситуации на автомобильном рынке. В случае, когда в линейку вводятся, например, инструменты для их замены, речь идёт о связанной вертикальной диверсификации А если в придачу к подшипникам решено дополнить ассортимент ножами для газонокосилки, то о несвязанной.

Этот тип так или иначе связан с диверсификацией продукта. То есть диверсифицируется то, что производит компания

Бизнеса

Диверсификация бизнеса — это распространенное явление, при котором имеющиеся финансовые потоки фирма вкладывает в различные источники получения дохода. Например, помимо основной деятельности осуществляются инвестиции в другие компании путём покупки акций или идёт работа на валютном рынке.

Цель таких действий, как правило, одна — повышение устойчивости компании к различным экономическим факторам. Иногда помимо роста прибыли преследуется цель расширить сферы влияния, повысить престиж и т. п.

Рисков

Диверсифицировать риски — важная часть любой успешной финансовой стратегии. По сути это означает свести к нулю риск полной потери капитала за счет использования различных источников его вложения. Куда инвестировать выбирается с особой тщательностью и весомая часть инвестиций делается именно с условием минимальной вероятности потери денежных средств.

Эту составляющую важно уравновесить с доходностью выбранных вариантов инвестирования, так как источники с низким риском обычно имеют невысокую доходность и наоборот. Ещё один важный принцип — использование некоррелированных активов для диверсификации инвестирования. Это позволяет существенно снизить риски.

Экономики

В масштабах страны диверсификация так же актуальна, как и в небольшой организации. Диверсифицированная экономика демонстрирует стабильное развитие, не зависит от ситуации на международных отраслевых рынках и т. п.

Российская экономика традиционно имеет «сырьевой перекос», то есть крайне зависима от цен на нефть и газ. Несмотря на попытки диверсификации, предпринятые в последние годы, эта тенденция сохраняется.

В норме различные отрасли промышленности (машиностроение, медицинская, пищевая т. п.) должны быть развиты приблизительно на одном уровне. Такая ситуация наблюдается в большинстве развитых стран.

Инвестиционного портфеля

В диверсифифицированном инвестиционном портфеле средства распределены между различными источниками дохода таким образом, чтобы свести к минимуму риски инвестирования. Идеальный рецепт диверсификации в этом случае выглядит следующим образом — общие риски в несколько раз ниже, чем риски по каждому из видов инвестиций по отдельности. Таким образом наблюдается стабильный рост доходности инвестирования и можно с уверенностью прогнозировать его в долгосрочной перспективе.

Существуют следующие варианты инвестирования:

  • акции и облигации;
  • валюта;
  • драгоценные металлы;
  • недвижимость и т. п.

В грамотно составленном инвестиционном портфеле наблюдается их удачное сочетание. Важно учитывать три основных характеристики каждой инвестиционной возможности. Это доходность инвестиций, их корреляция друг с другом и уровень риска.

Капитала

Диверсификация капитала — это процесс вложения денежных средств в различные сферы производства и сервиса, которые никак не коррелируют между собой. То есть как минимум принадлежат к разным отраслям промышленности, секторам экономики и т. п.

Хороший пример диверсификации капитала — вложение его части в акции различных компаний и перераспределение средств предприятия между несколькими банками. В этом случае риски его полной потери снижаются многократно.

Стратегии

Диверсификация средств и источников дохода практически нереализуема без грамотной стратегии. Точнее реализовать её можно, но риски убытков в этом случае будут очень высоки.

Стратегии диверсификации также подразделяются на несколько видов:

  • конгломеративная, подразумевающая налаживание производства товаров, которые никак не связаны с текущим производственным циклом, то есть подразумевает освоение новых рынков. Является самой сложной и дорогостоящей;
  • центрированная, когда компания отталкивается от уже выпускаемой продукции. Например, к этому типу можно отнести ситуацию, когда новый производственный цех для похожей продукции открывается с учетом опыта уже действующего.
  • горизонтальная. В этом случае продукт хоть и является для компании новым, но связан с её производственным циклом. Однако используются имеющиеся инструменты, например, логистика, каналы продаж и т. п.

Выбору стратегии диверсификации должен предшествовать целый комплекс подготовительных мероприятий, каждое из которых заслуживает подробного описания.три стратегии диверсификации

Анализ бизнеса

Без этого этапа диверсификация попросту не может быть успешной. В фокус внимания должны попасть:

  • текущие показатели компании, её сильные стороны и возможность их использования;
  • ограничения, то есть то, что может потребовать дополнительной поддержки и ресурсов;
  • стабильность компании, насколько прочно занимаемое ею положение на рынке;
  • наличие свободных ресурсов. Без этого провести диверсификацию не выйдет.

После тщательного анализа намечаются дальнейшие пути возможного развития бизнеса.

Поиск направления

Вооружившись показателями из предыдущего пункта и изучив их, можно переходить к поиску возможных направлений для диверсификации. Этот этап сложнее предыдущего, поскольку по сути он требует макроэкономического исследования, проведенного силами специалистов компании. Положение дел в областях, которые выбраны возможными для расширения, требуется изучить так же хорошо, как собственный бизнес на первом шаге.

Иногда руководство организации принимает решения диверсифицировать её за счет тех отраслей, в которых оно разбирается лучше всего. Этот подход во многом оправдан благодаря знаниям или практическому опыту в выбранной сфере.

Оценка нового бизнеса

Благодаря второму этапу круг возможных направлений был максимально сужен. В идеале осталось от 1-2 пункта, которые и лягут в основу созданной стратегии диверсификации. Это означает, что пришло время провести глубокий анализ будущего бизнеса.

Данный этап по сути полностью повторяет мероприятия, которые проводятся будущим собственником при открытии абсолютно новой компании. От оценки рисков до определения рынков сбыта — круг вопросов, на которые нужно найти ответы, очень широк.

Показатели, по которым необходимо оценить будущий бизнес:

  • конкурентоспособность продукта на рынке;
  • имеющиеся конкуренты;
  • рынок сбыта;
  • ценовая политика;
  • финансирование процесса;
  • вероятные альтернативы развития.

Анализ портфеля

Заключительный этап, на котором необходимо тщательно взвесить место будущего проекта в имеющемся инвестиционном портфеле. Цель — определить насколько целесообразно его воплощение. А также понять впишется ли он в отведенные рамки, не потребует ли дополнительных ресурсов и затрат. В противном случае это будет означать пересмотр диверсификационной стратегии и, возможно, убытки от недостаточно тщательного анализа.

Заключение

Диверсификация — весьма эффективный инструмент для бизнеса любого размера и уровня развития. Тот факт, что прежде чем прийти в Россию, он десятилетиями «проходил обкатку» в других мировых экономиках, позволил нам получить максимально отлаженный инструмент снижения рисков и приумножения имеющегося капитала. Однако важным принципом его использования должно оставаться грамотное соотношение имеющихся рисков и уровня потенциальной доходности проектов. Именно эта золотая середина позволит достичь оптимальных результатов.

 

Оцените
Поделитесь с друзьями
Что нового в интернет-маркетинге?
Главное в ежемесячной рассылке
Нажимая на кнопку "Подписаться", вы даёте своё согласие на обработку персональных данных.
У вас есть интересный материал?
Опубликуйте статью в нашем блоге
Опубликовать статью
Рекомендуем прочитать
Хотите получить актуальную подборку кейсов?
Прямо сейчас бесплатно отправим подборку обучающих кейсов с прибылью от 14 730 до 536 900р.
[contact-form-7 404 "Not Found"]
Бесплатный вебинар
Топ-5 ошибок в настройке электронной торговли, которые допускают 95% интернет-магазинов
Записаться
У нас тут cookies…
На сайте используются файлы cookies. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь с этим. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.