20 мая 2019
15 мин на чтение
2420

Как человек воспринимает визуальную информацию и как это можно использовать в бизнесе

Нет времени читать?

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даёте своё согласие на обработку персональных данных.


Обработка визуальной информации — это навык, который позволяет нам обрабатывать и интерпретировать смысл информации, которую мы получаем через зрение. Зрительное восприятие играет большую роль в нашей повседневной жизни. Оно помогает нам в обучении и взаимодействии с людьми. Из-за легкости, с которой мы полагаемся на визуальное восприятие, мы склонны упускать из виду всю сложность этого процесса.

Понимание того, как мы интерпретируем то, что мы видим, может помочь в разработке и организации визуальной информации.

Рассмотрим несколько психологических исследований, которые раскрывают некоторые идеи о том, как люди воспринимают визуальную информацию.

Наши продукты помогают вашему бизнесу оптимизировать расходы на маркетинг
Узнать подробнее

Теория визуального предположения Грегори

Психолог Ричард Грегори считал, что зрительное восприятие опирается на обработку по принципу «сверху-вниз».

Нисходящая обработка, также известная как концептуальная обработка, происходит, когда мы формируем наше восприятие, начиная с общей картины. Мы делаем предположение о том, что видим, основываясь на ожиданиях, предшествующих знаниях и прошлом опыте. Другими словами, мы делаем расчетные предположения. По словам Грегори, мы обычно правы в этих предположениях.

Эксперимент с полым лицом

Один из тестов, который провел Грегори, чтобы проверить свою теорию, был назван экспериментом с полой маской.

Эксперимент с полым лицом

Он использовал вращающуюся маску Чарли Чаплина, чтобы показать: мы воспринимаем полую поверхность маски как выступающую, основываясь на наших ожиданиях.

Наше представление о нормальном лице состоит в том, что нос объёмный. Мы подсознательно восстанавливаем полое лицо до состояния нормального.

Основываясь на теориях Григория, мы можем сказать, что:

  • Почти 90% того, что мы видим, теряется к тому моменту, как достигает нашего мозга. Из-за этого мозгу остаётся делать догадки, основываясь на прошлом опыте или знаниях;
  • Визуальная информация, которую мы наблюдаем, объединяется с ранее сохраненной информацией о мире, которую мы создали в результате опыта;
  • Наше окружение помогает обеспечить контекст для визуальной информации, которую мы поглощаем.

Эксперимент Саноки и Салмена

Исследования показали, что группа похожих цветов считается гармоничной и приятной, а контрастные цвета ассоциируются с хаосом.

В 2011 году Томас Саноки и Ноа Салмен провели эксперимент, измерив влияние цвета на визуальную кратковременную память.

Было проведено четыре серии испытаний с использованием как гармоничной, так и дисгармоничной цветовой палитры. В каждом испытании наблюдателям были представлены два набора цветовых рисунков, и им было предложено сравнить их.

Участникам предложили оценить, были ли показанные схемы «одинаковыми» или «различными». Наблюдатели также должны были оценить, была ли модель гармоничной.

Эксперимент Саноки и Салмена

Основываясь на результатах исследования, Саноки и Салмен смогли показать:

  • Люди лучше запоминают цветовые узоры, когда цветовая палитра гармонична;
  • Люди запоминают узоры с меньшим количеством цветов (двухцветные палитры), чем узоры с большим количеством цветов (четырехцветные палитры);
  • Контраст окружающих цветов влияет на то, насколько хорошо мы помним цветовой узор. Другими словами, цветовые различия между контентом и фоном могут улучшить нашу способность сосредоточить наше внимание на самом контенте.

Феномен бинокулярного противоречия

Бинокулярное противоречие происходит, когда наши глаза видят два разных изображения в одном и том же месте. Одно изображение доминирует, а другое подавляется. Степень преобладания изображений периодически меняется, поэтому вместо того, чтобы видеть одну и ту же комбинацию обоих визуалов, мы видим чередование изображений с течением времени, поскольку два визуальных элемента конкурируют за доминирование.

Феномен бинокулярного противоречия

В 1998 году Фрэнк Тонг, Кен Накаяма, Дж. Томас Воган и Нэнси Канвишер наблюдали это явление.

В эксперименте четырем участникам было продемонстрировано через очки с красно-зелёным фильтром изображение лица и дома. Каждый глаз мог видеть одно изображение за один раз. Визуально-избирательные ответы наблюдателей контролировали с использованием функциональной магнитно-резонансной томографии (МРТ).

Согласно их эксперименту,

  • ФМРТ для всех наблюдателей указывает на сильное бинокулярное противоречие при представлении разнородных изображений;
  • Бинокулярное противоречие происходит на этапе визуальной обработки. Другими словами, в течение короткого периода времени, когда наши глаза останавливаются на двух разных изображениях, которые находятся близко друг к другу, мы не сможем определить, что мы на самом деле видим.

Влияние типографии и эстетики на чтение

Влияние типографии и эстетики на чтение

Знаете ли вы, что типография может повлиять на ваше настроение и способность решать проблемы?

В эксперименте, проведенном Кевином Ларсоном из Microsoft и Розалинд Пикард в Массачусетском технологическом институте, исследователи определили, что типография может влиять на настроение читателя и его когнитивные способности.

В двух разных исследованиях участники были разделены на отдельные группы, и им было дано 20 минут на чтение печатного номера журнала The New Yorker на планшетном ПК. Одна из групп работала ​​с плохо набранной версией, а другая — с правильно набранной.

Во время сеанса участников прервали, и им было предложено оценить количество времени, которое, по их мнению, прошло с начала эксперимента.

Результаты исследования показали:

  • Участники обеих групп недооценили время чтения. Это означает, что чтение является увлекательной задачей;
  • Участники, которые читали корректный экземпляр, сильно недооценили время чтения по сравнению с участниками, которые читали выпуск с плохой типографикой. Это подразумевает, что хорошая типографика делает чтение еще более увлекательным;
  • Высокий уровень типографики не гарантирует хорошее понимание текста, но вызывает у читателя положительные эмоции.

Не зря американский изобретатель и бизнесмен Стив Джобс уделял особое внимание шрифтам. Точнее будет сказать так, каллиграфия и шрифт — было отправной точкой в создании концепции дизайна продукции компании Apple. «Я обучился таким шрифтам как serif и sans serif, узнал о разных промежутках между комбинациями букв, и о том, что делает великолепные шрифты великолепными. В этом была красота, история, артистическое изящество, которое не могла охватить наука, и я нашел это увлекательным», — вспоминал Стив Джобс.

По его словам, эти знания помогли в создании первого компьютера Mac. «Он стал первым компьютером с красивыми шрифтами», — заявлял предприниматель. Таким образом, дизайн стал визитной карточкой компании Apple. И качественная типографика — это не единственный элемент, который влияет на визуальное восприятие дизайна. 

Как визуальное восприятие влияет на дизайн

Дизайн есть везде: на улице в кафе, на упаковках продуктов, в интернете и на обычных вещах. Исследования визуального восприятия помогает делать тот дизайн, который отвечает психологическим паттернам людей. 

Концепция «сверху-вниз»

Понимание того, как люди воспринимают визуальную информацию, открывает много возможностей по созданию интересного увлекательного контента. С опорой на визуального предположения Грегори можно создавать дизайн сайтов. Интернет-пользователи привыкли к тому, что ряд ключевых блоков (меню, поисковая строка, логотип с названием, контакты) находится наверху. Когда человек заходит на сайт, то он оценивает его по принципу «сверху-вниз» и подсознательно кликает на те места, где ожидает увидеть то, что привык видеть. 

Поэтому контент должен располагаться на сайте по определенной визуальной иерархии. Например, если это статья, то сверху обязательно заголовок, выделенный жирный шрифтом. Потом следует краткое описание, иллюстрация и сам текст, поделенный на абзацы. 

Цветовая палитра 

А если опираться на результаты эксперимента Саноки и Салмена, то верстка и дизайн такой статьи стоит сделать контрастным. Потому что контраст привлекает внимание и помогает сфокусироваться на тексте, отдельном элементе, цитате, картинке и так далее. Исследования Саноки и Салмена доказывают, что к выбору цвета надо подходить максимально осознанно. 

Сбалансированная цветовая палитра веб-страницы работает на перспективу — случайный посетитель запомнить его и, что очень вероятно, в скором времени вернется. И действительно, дизайн многих онлайн-проектов выдержан в определенных цветах. Очень редко встречаются сайты, где оранжевый соседствует с зеленым или «серобуромалиновым». 

Какой шрифт для сайта, а какой для печати

Эксперимент Кевина Ларсона и Розалинды Пикард доказал, что от грамотной верстки зависит восприятие контента, будь он цифровым или материальным. От выбора шрифта зависит и качество типографики. 

Это относится и к размеру текста. Так, уже доказан тот факт, что размер букв способен вызывает сильные эмоции. «Достаточно большой заголовок делает любую новость большой», — эту цитату приписывают медиамагнату Уильяму Херсту, и с ней трудно не согласиться. Если в начале 20 века размер 10pt считался самым оптимальным, то сейчас дизайнеры все чаще используют 16pt, а иногда 20 и 22pt. Это связано с тем, что люди предпочитают потреблять цифровой контент. 

Чтобы сайт вызывал доверие, рекомендуется выбрать один шрифт-якорь, который будет встречаться везде. Обычно дизайнеры выделяют несколько групп шрифтов: декоративные шрифты, рукописные, с засечками и без засечек. 

Для печатной продукции лучше всего подойдут шрифты с засечками (Serif fonts) — с ним люди лучше воспринимают печатную информацию. В веб-дизайне наоборот — в приоритете шрифты без засечек или Sans-serif fonts. Декоративные шрифты — оставьте заголовкам и для особых случаев. Каждый проект выбирает свою стратегию типографики, однако общий принцип остается таким — буквы должны быть различимы между собой. 

Принципиальный дизайн 

Психология визуального восприятия помогает дизайну быть юзабельным, узнаваемым и привлекательным. На основе психологии людей дизайнеры составили несколько принципов создания макетов и логотипов:

  • Принцип золотого сечения — определенные пропорции элементов сайта помогают сделать его более эстетичным и привлекательным. Золотое сечение — это соотношение равно 1,618 и оно встречается везде: в природе и в искусстве. Его стоит применять и в веб-дизайне;
  • Принцип замкнутости — и тут мы снова возвращаемся к теории визуального предположения Грегори и бинарному противоречию. Человеческий мозг на основе опыта всегда пытается восполнить визуально недостающие элементы. Поэтому задача дизайна, который опирается на принцип замкнутости, заключается в одном — нарисовать ровно столько элементов, сколько будет достаточно для визуализации общей картины. Воплощение этого принципа можно часто увидеть в логотипах известных компаний. 
  • Принцип подбора цвета — дизайнеры провели множество исследований на тему влияния цветовой палитры на состояние психологии человека. Так, голубой и синий цвета ассоциируются с надежностью и респектабельностью. Красный — это всегда повышенная эмоциональность и энергия. Желтый — ассоциация с оптимизмом. Зеленый — свежесть и связь с природой.

Таким образом, на основе этих исследований и данных веб-дизайн может добиться амбициозной цели — сделать так, чтобы сайт впечатлил пользователя и у него осталось желание возвращаться туда. 

caltouch-platform

Сквозная аналитика

 от 990 рублей в месяц
  • Автоматически собирайте данные с рекламных площадок, сервисов и CRM в удобные отчеты
  • Анализируйте воронку продаж от показов до ROI
  • Настройте интеграции c CRM и другими сервисами: более 50 готовых решений
  • Оптимизируйте свой маркетинг с помощью подробных отчетов: дашборды, графики, диаграммы
  • Кастомизируйте таблицы, добавляйте свои метрики. Стройте отчеты моментально за любые периоды

Оцените
Поделитесь с друзьями
Подпишитесь на обновления
Нажимая на кнопку "Подписаться", вы даёте своё согласие на обработку персональных данных.
У вас есть интересный материал?
Опубликуйте статью в нашем блоге
Опубликовать статью
Рекомендуем прочитать
Хотите получить актуальную подборку кейсов?
Прямо сейчас бесплатно отправим подборку обучающих кейсов с прибылью от 14 730 до 536 900р.
[contact-form-7 404 "Not Found"]
Callday.Finance2020
8 спикеров. Тренды, прогнозы и топовые инструменты в сфере финансов
Записаться
У нас тут cookies…
На сайте используются файлы cookies. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь с этим. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.