20 мая 2019
8 мин на чтение
240

Особенности восприятия визуальной информации

author__photo
Елизавета Теряева
Редактор блога
Нет времени читать?



Обработка визуальной информации — это навык, который позволяет нам обрабатывать и интерпретировать смысл информации, которую мы получаем через зрение. Зрительное восприятие играет большую роль в нашей повседневной жизни. Оно помогает нам в обучении и взаимодействии с людьми. Из-за легкости, с которой мы полагаемся на визуальное восприятие, мы склонны упускать из виду всю сложность этого процесса.

Понимание того, как мы интерпретируем то, что мы видим, может помочь в разработке и организации визуальной информации.

Рассмотрим несколько психологических исследований, которые раскрывают некоторые идеи о том, как люди воспринимают визуальную информацию.

Теория визуального предположения Грегори

Психолог Ричард Грегори считал, что зрительное восприятие опирается на обработку по принципу «сверху вниз».

Нисходящая обработка, также известная как концептуальная обработка, происходит, когда мы формируем наше восприятие, начиная с общей картины. Мы делаем предположение о том, что видим, основываясь на ожиданиях, предшествующих знаниях и прошлом опыте. Другими словами, мы делаем расчетные предположения. По словам Грегори, мы обычно правы в этих предположениях.

Эксперимент с полым лицом

Один из тестов, который провел Грегори, чтобы проверить свою теорию, был назван экспериментом с полой маской.

Эксперимент с полым лицом

Он использовал вращающуюся маску Чарли Чаплина, чтобы показать: мы воспринимаем полую поверхность маски как выступающую, основываясь на наших ожиданиях.

Наше представление о нормальном лице состоит в том, что нос объёмный. Мы подсознательно восстанавливаем полое лицо до состояния нормального.

Основываясь на теориях Григория, мы можем сказать, что:

  • Почти 90% того, что мы видим, теряется к тому моменту, как достигает нашего мозга. Из-за этого мозгу остаётся делать догадки, основываясь на прошлом опыте или знаниях.
  • Визуальная информация, которую мы наблюдаем, объединяется с ранее сохраненной информацией о мире, которую мы создали в результате опыта.
  • Наше окружение помогает обеспечить контекст для визуальной информации, которую мы поглощаем.

Эксперимент Саноки и Салмена

Исследования показали, что группа похожих цветов считается гармоничной и приятной, а контрастные цвета ассоциируются с хаосом.

В 2011 году Томас Саноки и Ноа Салмен провели эксперимент, измерив влияние цвета на визуальную кратковременную память.

Было проведено четыре серии испытаний с использованием как гармоничной, так и дисгармоничной цветовой палитры. В каждом испытании наблюдателям были представлены два набора цветовых рисунков, и им было предложено сравнить их.

Участникам предложили оценить, были ли показанные схемы «одинаковыми» или «различными». Наблюдатели также должны были оценить, была ли модель гармоничной.

Эксперимент Саноки и Салмена

Основываясь на результатах исследования, Саноки и Салмен смогли показать:

  • Люди лучше запоминают цветовые узоры, когда цветовая палитра гармонична.
  • Люди запоминают узоры с меньшим количеством цветов (двухцветные палитры), чем узоры с большим количеством цветов (четырехцветные палитры).
  • Контраст окружающих цветов влияет на то, насколько хорошо мы помним цветовой узор. Другими словами, цветовые различия между контентом и фоном могут улучшить нашу способность сосредоточить наше внимание на самом контенте.

Феномен бинокулярного противоречия

Бинокулярное противоречие происходит, когда наши глаза видят два разных изображения в одном и том же месте. Одно изображение доминирует, а другое подавляется. Степень преобладания изображений периодически меняется, поэтому вместо того, чтобы видеть одну и ту же комбинацию обоих визуалов, мы видим чередование изображений с течением времени, поскольку два визуальных элемента конкурируют за доминирование.

Феномен бинокулярного противоречия

В 1998 году Фрэнк Тонг, Кен Накаяма, Дж. Томас Воган и Нэнси Канвишер наблюдали это явление.

В эксперименте четырем участникам было продемонстрировано через очки с красно-зелёным фильтром изображение лица и дома. Каждый глаз мог видеть одно изображение за один раз. Визуально-избирательные ответы наблюдателей контролировали с использованием функциональной магнитно-резонансной томографии (МРТ).

Согласно их эксперименту,

  • ФМРТ для всех наблюдателей указывает на сильное бинокулярное противоречие при представлении разнородных изображений.
  • Бинокулярное противоречие происходит на этапе визуальной обработки. Другими словами, в течение короткого периода времени, когда наши глаза останавливаются на двух разных изображениях, которые находятся близко друг к другу, мы не сможем определить, что мы на самом деле видим.

Влияние типографии и эстетики на чтение

Влияние типографии и эстетики на чтение

Знаете ли вы, что типография может повлиять на ваше настроение и способность решать проблемы?

В эксперименте, проведенном Кевином Ларсоном из Microsoft и Розалинд Пикард в Массачусетском технологическом институте, исследователи определили, что типография может влиять на настроение читателя и его когнитивные способности.

В двух разных исследованиях участники были разделены на отдельные группы, и им было дано 20 минут на чтение печатного номера журнала The New Yorker на планшетном ПК. Одна из групп работала ​​с плохо набранной версией, а другая — с правильно набранной.

Во время сеанса участников прервали, и им было предложено оценить количество времени, которое, по их мнению, прошло с начала эксперимента.

Результаты исследования показали:

  • Участники обеих групп недооценили время чтения. Это означает, что чтение является увлекательной задачей.
  • Участники, которые читали корректный экземпляр, сильно недооценили время чтения по сравнению с участниками, которые читали выпуск с плохой типографикой. Это подразумевает, что хорошая типографика делает чтение еще более увлекательным.

Как визуальное восприятие влияет на дизайн

Понимание того, как люди воспринимают визуальную информацию, открывает много возможностей по созданию интересного увлекательного контента.

caltouch-platform

Сквозная аналитика

 от 990 рублей в месяц
  • Автоматически собирайте данные с рекламных площадок, сервисов и CRM в удобные отчеты
  • Анализируйте воронку продаж от показов до ROI
  • Настройте интеграции c CRM и другими сервисами: более 50 готовых решений
  • Оптимизируйте свой маркетинг с помощью подробных отчетов: дашборды, графики, диаграммы
  • Кастомизируйте таблицы, добавляйте свои метрики. Стройте отчеты моментально за любые периоды
Оцените
Rate this post
Поделитесь с друзьями
Подпишитесь на обновления
Нажимая на кнопку "Подписаться", вы даёте своё согласие на обработку персональных данных.
Пришлите свою статью

Комментарии:

Рекомендуем прочитать
Бесплатный вебинар
Аналитика будущего: все обновления Calltouch
Записаться
У нас тут cookies…
На сайте используются файлы cookies. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь с этим. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.