Поехали!
Скоринг клиентов от 5 000 рублей для космической конверсии
Реклама ООО «Колтач Солюшнс»
ИНН 7703388936
erid: 2Vtzqwe74nB
28 апреля 2023
Темы | Бизнес
Нет времени читать?
Отправить статью на почту

Постановка целей по SMART: как правильно применять технику для решения задач

28 апреля 2023
16 мин на чтение
29275
Постановка целей по SMART: как правильно применять технику для решения задач
author__photo

Весь путь развития бизнеса состоит из целей, достижение которых двигает его вперед. Поэтому так важно уметь грамотно их формулировать. Рассказываем про одну из наиболее известных методик целеполагания – SMART.

Грамотное целеполагание — залог развития бизнеса. Рассказываем про одну из наиболее известных методик постановки целей — SMART.

Что такое цели

Цели часто бывают произвольными: если вы достигнете их, это может не принести существенной пользы вашей жизни. Обычные цели также могут быть трудно измеримы. Из-за этого сложно определить, действительно ли вы достигаете прогресса.

Наконец, если цели не ограничены во времени, слишком легко оказаться в состоянии неопределенности. В такой ситуации цели никогда не уходят с горизонта и никогда не достигаются.

Например, вы давно хотите интегрировать несколько инструментов интернет-маркетинга: CRM, коллтрекинг и сквозную аналитику. Вы не заказываете услугу под ключ, а планируете освоить навык разработчика и провести подключение самостоятельно Но из-за плотного рабочего графика вы успеваете только закрывать текущие вопросы. Так выглядит недостижимая цель.

Коллтрекинг
Отслеживайте источники звонков
с рекламы для ее оценки
Вкладывайте в ту рекламу, которая приводит клиентов. Слушайте звонки и улучшайте работу менеджеров.
Перейти

Изучите SMART-цели, чтобы не тратить время и ресурсы впустую.

Что такое SMART-цели

SMART-цели:

  • конкретные;
  • измеримые;
  • достижимые;
  • актуальные;
  • ограниченные по срокам.

 Эти критерии постановки целей легко запомнить с помощью аббревиатуры SMART.

Считается, что идея SMART-целей началась с концепции Питера Друкера «Управление по целям». Популярность целеполагания по SMART выросла, когда профессор Роберт С. Рубин написал о нем в статье для Общества промышленной и организационной психологии.

Кому подходит техника SMART

Метод SMART подходит компаниям, которые могут прогнозировать предварительный результат. Например, в коммерции важно правильно спланировать объем будущих продаж, а для новостного портала — запланировать число публикаций. 

Для дизайнеров, художников и людей творческих профессий принцип SMART не станет эффективным из-за жесткой регламентации рабочего времени.

Теория постановки целей

Теория постановки целей подчеркивает важность этого процесса: люди, которые ставят себе цели, имеют больше шансов достичь успеха, чем те, кто этого не делает. Исследователь Эдвин Локк работал над доказательством этой теории и предложил 5 принципов эффективной постановки целей.

5 принципов теории постановки целей

Следуйте принципам:

  • Ясность. Цели должны быть понятными.
  • Сложность. Важные цели имеют достаточно высокий уровень сложности и не достигаются без усилий.
  • Обязательство. Без обязательств трудно выработать мотивацию.
  • Обратная связь. Вы должны получать информацию о том, насколько хорошо вы продвигаетесь к своей цели. Используйте ее в качестве мотиватора и средства оценки. Ваша цель может быть слишком простой или сложной и требовать корректировки.
  • Комплексный характер. Многоуровневая цель требует больше времени для достижения. Хорошие цели не обязательно масштабны, но понимание этого параметра — важная часть планирования.

Суть теории не только в том, что сама идея постановки целей хороша. Она также показывает, что именно цели SMART наилучшим образом соответствуют ее принципам.

Как ставить цели по SMART

Сформулируйте цель, которая соответствует каждому из критериев в аббревиатуре SMART. Рекомендуем выписать каждый критерий и сформулировать 1–2 предложения о том, насколько ваша цель близка каждому из них.

Поясним:

  • S (specific) — конкретные.

Хорошие цели не могут быть двусмысленными. Нужно иметь четкую, лаконичную цель. Например, вместо «Я хочу выглядеть лучше», скажите: «Я хочу сбросить 15 кг к лету». Последний пример более конкретен и уместен в качестве цели.

  • М (measurable) — измеримые.

Отслеживайте прогресс. Это позволяет устанавливать вехи — их можно отмечать при достижении намеченного результата или проводить переоценку. Лучше всегда предусматривать аспекты, которые можно измерить.

  • A (achievable) — достижимые.

Недостижимые цели могут немного продвинуть вас вперед, но почти наверняка в итоге вы откажетесь от них. Ставьте сложные, но достижимые цели. Сначала убедитесь, что вы действительно представляете, как их достичь.

  • R (relevant) — актуальные.

Не все цели одинаково важны. Если цель не соответствует вашим планам, ее достижение может ничего вам не дать. Убедитесь, что цель стоит вашего времени и соответствует другим задачам, а ее достижение улучшит вашу жизнь.

  • T (time-bound) — ограниченные по срокам.

Эффективные цели по SMART должны быть привязаны к срокам. Например, вместо «Я хочу начать читать больше книг», сформулируйте конкретно: «Я хочу прочитать 12 книг в течение следующих 6 месяцев». Целевая дата мотивирует.

Пример СМАРТ-цели

Цели SMART применимы к любым жизненным обстоятельствам. Они могут включать в себя личные, профессиональные, деловые устремления, касаться образования, здоровья, отдыха и многого другого. Они также могут быть долгосрочными или краткосрочными.

Допустим, ваша цель — больше экономить. Сейчас это не SMART-цель, но ее можно конкретизировать. Например, «откладывать по миллиону рублей в год в течение следующих 10 лет». Теперь цель конкретна, измерима и ограничена во времени: у вас есть понимание суммы и сроков. 

Проанализируйте, насколько актуальна и важна экономия денег, и позволит ли ваш бюджет откладывать нужные суммы. Если ответы положительные, то цель соответствует всем критериям SMART.

Если ваша компания занимается продажами, определите желаемый показатель снижения нецелевого трафика и срок, за который он будет достигнут. В достижении этой цели поможет Антифрод Calltouch. Сервис проанализирует входящие звонки, определит накрутку и спам. Вы откажетесь от сотрудничества с недобросовестными рекламными подрядчиками и получите качественный поток заявок с высокой конверсией.

Антифрод
Защититесь от спама
и некачественных звонков с рекламы
Защититесь от спама и некачественных звонков
с рекламы
Подробнее

Недостатки методики SMART

Технология SMART не дает гарантии успешного выполнения задачи. У метода есть минусы:

  • Отсутствие гибкости. Сотрудники вынуждены четко следовать инструкциям, из-за чего сложно реагировать на случайности и незапланированные ситуации.
  • Игнорирование более выгодных возможностей. SMART формирует своеобразное «туннельное зрение», которое не позволяет сойти с выбранного курса, даже если в процессе возникают более благоприятные перспективы.
  • Невозможность использования в долгосрочных проектах.

Преимущества целей по СМАРТ

К главным достоинствам методики относят:

  • Отказ от неудачных вариантов. Оценка достижимости цели помогает исключить нецелесообразные задачи.
  • Преобразование идей в план. SMART помогает перевести желания в конкретный список задач.
  • Удобство. Временные рамки подскажут, на какие этапы разделить достижение цели.

На что обратить внимание

В целеполагании часто допускают ошибки, которые сказываются на результатах проделанной работы. Рассказываем, чего следует избегать.

Завышенные ожидания

Постановка целей по методу SMART должна соответствовать возможностям бизнеса. Если ожидания завышены, а сроки слишком сжаты, целеполагание принесет компании лишь убытки и проблемы. Сотрудники не будут понимать, почему от них требуют невозможного, а у руководства создастся ошибочное впечатление, что подчиненные не хотят работать.

Чтобы корректно сформулировать SMART-цели, объективно оцените ресурсы и возможности компании.

Нерелевантные цели

Важно, чтобы SMART-цели помогали решать конкретные проблемы предприятия и соответствовали стратегии его развития. Брать идеи конкурентов — заведомо плохая идея, даже если им они помогли добиться по-настоящему впечатляющих высот. Помните: то, что работает для одних компаний, для других может стать пустой тратой денег.

Отсутствие мотивации

Нельзя забывать о человеческом факторе: результаты работы будут намного выше, если сотрудники лично заинтересованы в достижении поставленных целей. Создайте в компании благоприятную атмосферу, выдавайте премии за выполнение плана, проводите совместные мероприятия. Все это покажет работникам, что достижение поставленных целей поможет не только компании, но и лично им.

Отсутствие гибкости

Никто не застрахован от непредвиденных обстоятельств. В любой момент на рынке может появиться новый конкурент — и вам придется оперативно реагировать на ситуацию. Чтобы у компании были ресурсы на необходимые изменения, разбивайте каждую SMART-цель на этапы и выделяйте для каждого из них запас времени и ресурсов. Не забывайте автоматизировать рутинные процессы — это позволит сэкономить силы в случае непредвиденных обстоятельств.

Как создать план действий по SMART

Каждая цель по SMART нуждается в плане действий, чтобы сделать процесс последовательным, логичным и эффективным. Пункты плана:

  • Установление этапов.
  • Выделение потенциальных угроз и помех.
  • Определение действий, которые необходимо предпринять для достижения целей.
  • Составление расписания.

Сформулируйте потребность

Сначала сформулируйте потребность в произвольном виде. Она станет исходным материалом для дальнейшей работы. Например, потребностью может быть «Изучение HTML и CSS верстки», «Увеличение конверсии сайта».

Проверьте ее на актуальность

Оцените насколько цель важная. Для этого задайте вопросы:

  • Для чего это нужно делать?
  • Почему я собираюсь это делать?

Часто эти вопросы приходится задавать многократно.

Сделайте цель конкретной

Выберите критерий, который покажет, что цель достигнута. Например, если ваша цель — изучение HTML и CSS верстки, то результатом станет создание сайта на этих языках программирования.

Определите количественные показатели

Ставьте достижимую цель, чтобы можно было измерить результат. Если вы хотите продавать больше товара, укажите конкретные значения. Например, «Продавать товар на 2 миллиона рублей в месяц».

Установите дедлайн

Дедлайн нужен, чтобы понять, сколько времени потребуется для достижения цели. Сроки помогут продвигаться планомерно и фиксировать промежуточные итоги.

Дедлайн желательно не брать наугад, а обосновывать. К примеру, если вы хотите выучить деловой английский язык, то поставьте срок на достижение цели — полгода.

Проверьте достижимость цели

Если вы все правильно рассчитали на предыдущих этапах, этот шаг не понадобится. Однако задумайтесь над следующими вопросами:

  • Достижима ли цель за отведенное время?
  • Хватит ли для ее реализации навыков и опыта?
  • Нужно ли чему-то предварительно научиться?
  • Есть ли вся необходимая информация?

Используйте чек-листы и планировщики

После того, как вы распишете контрольные пункты и график в своем плане действий по методу SMART, составьте планировщик. Это таблица или программа, в которой вы будете отмечать прогресс. Вычеркивайте промежуточные задачи по мере их достижения. Это поможет вам оставаться организованным и удержит вас на пути к цели.

Стремление и мотивация со временем растут или ослабевают. Вы можете оказаться в ситуации, когда само движение не вызывает энтузиазма и понимания. Чтобы избежать этого, планомерно фиксируйте свои успехи в планировщике задач.

Заключение

  • Постановка целей по SMART помогает в построении стратегии как для больших компаний, так и для личных целей. 
  • Ставьте конкретные, измеримые, актуальные, достижимые и ограниченные по времени цели.
  • Технология универсальна: она преобразует желания и идеи в конкретный план действий.
Редактор блога Calltouch
Нет времени читать?
Оцените
Поделитесь с друзьями
Лучшие маркетинговые практики — каждый месяц в дайджесте Calltouch
Подписывайтесь сейчас и получите 13 чек-листов маркетолога
Нажимая на кнопку "Подписаться", вы даёте своё согласие на обработку персональных данных и получение рекламной информации о продуктах, услугах посредством звонков и рассылок по предоставленным каналам связи.
У вас интересный материал?
Опубликуйте статью в нашем блоге
Опубликовать статью
Хотите получить актуальную подборку кейсов?
Прямо сейчас бесплатно отправим подборку обучающих кейсов с прибылью от 14 730 до 536 900р.
[contact-form-7 404 "Not Found"]
У нас тут cookies…
На сайте используются файлы cookies. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь с этим. Подробности об обработке ваших данных — в политике использования файлов cookie.
Вставить формулу как
Блок
Строка
Дополнительные настройки
Цвет формулы
Цвет текста
#333333
Используйте LaTeX для набора формулы
Предпросмотр
\({}\)
Формула не набрана
Вставить