28 мая 2019
13 мин на чтение
139

Постановка целей по SMART

author__photo
Елизавета Теряева
Редактор блога
Нет времени читать?



Весь путь развития бизнеса состоит из целей, достижение которых двигает его вперед. Поэтому так важно уметь грамотно их формулировать. Рассказываем про одну из наиболее известных методик целеполагания – SMART.

SMART цели — это те цели, которые являются:

  • конкретными;
  • измеримыми;
  • достижимыми;
  • актуальными;
  • ограниченными по срокам.

Постановка целей по СМАРТ

Эти критерии постановки целей легко запомнить с помощью аббревиатуры SMART.

Считается, что сама идея SMART целей началась с концепции Питера Друкера «Управление по целям». Популярность целеполагания по SMART также выросла, когда профессор Роберт С. Рубин написал о них в статье для Общества промышленной и организационной психологии.

Чтобы понять, что из себя представляет постановка целей по смарт, не помешает немного углубиться в теорию и смысл аббревиатуры.

Что такое цели

Хотя достижение целей любого рода почти всегда полезно, у обычных целей есть несколько недостатков. С одной стороны, они часто бывают произвольными, а это означает, что даже если вы достигнете своей цели, это может не принести существенной пользы вашей жизни.

В некоторых же случаях люди ставят цели, которые по-настоящему не достижимы. Эти цели все еще могут вдохновлять человека на развитие, но чаще они приводят к разочарованию, когда в итоге не достигаются.

Обычные цели также могут быть трудно измеримы, из-за чего порой сложно определить, действительно ли вы достигаете прогресса.

Наконец, если цели не ограничены во времени, слишком легко оказаться в состоянии неопределенности. В такой ситуации цели никогда не уходят с горизонта и никогда не достигаются.

Например, вы давно хотите интегрировать несколько инструментов интернет-маркетинга — CRM, коллтрекинг и сквозную аналитику. Вместо того, чтобы заказать услугу под ключ у разработчика или через агентство, вы лелеете надежду освоить навык разработчика и провести подключение самостоятельно от и до. Но из-за плотного рабочего графика вы успеваете только закрывать текущие вопросы. Так выглядит недостижимая цель.

caltouch-platform

Коллтрекинг

Покажет, какая реклама приносит звонки, а какая просто тратит бюджет
  • Отслеживайте все звонки с сайта с точностью определения источника рекламы выше 96%
  • Отслеживайте звонки с оффлайн рекламы и визиток с помощью статических номеров
  • Получайте чистый пул номеров, который выделяется именно вашей компании
  • Анализируйте подробные отчеты по звонкам: источник перехода, браузер, девайс, гео и другое
  • Слушайте записи звонков в удобном плеере для повышения качества работы колл-центра и отдела продаж

Изучите SMART цели — они способны устранить недостатки обычных целей.

Теория постановки целей

Теория постановки целей подчеркивает важность данного процесса, предполагая, что люди, которые ставят себе цели, имеют больше шансов достичь успеха, чем те, кто этого не делает. Исследователь Эдвин Локк сыграл важную роль в доказательстве правильности этой теории и предложил пять принципов эффективной постановки целей.

5 принципов теории постановки целей

5 принципов теории постановки целей

 

  • Ясность. Цели должны быть ясными и понятными.
  • Сложность. Хорошие цели имеют достаточно высокий уровень сложности, чтобы пришлось приложить определённые усилия для их достижения.
  • Обязательство. Без взятого обязательства трудно выработать мотивацию достичь какой-либо цели.
  • Обратная связь. Вы должны иметь возможность получать информацию о том, насколько хорошо вы продвигаетесь к своей цели. Эта информация может использоваться в качестве мотиватора или может указывать на то, что ваша цель либо слишком проста, либо слишком сложна и требует корректировки.
  • Комплексный характер. Чем более у вас многоуровневая цель, тем больше времени потребуется для ее достижения. Хорошие цели не обязательно должны быть масштабными, но понимание этого параметра является важной частью планирования.

При взгляде на цели SMART важно понимать теорию постановки целей. Её суть не только в том, что сама идея постановки целей хороша. Она также показывает, что именно цели SMART наилучшим образом удовлетворяют её принципам.

Как ставить цели по SMART

Всё, что вам нужно сделать — это сформулировать цель, которая соответствует каждому из критериев в аббревиатуре SMART.

При рассмотрении вопроса о том, как ставить цели по SMART, рекомендуется выписать каждый из пяти критериев, а затем сформулировать предложение или два о том, насколько ваша цель соответствует каждому из них. Если вы можете сформулировать цель, которая соответствует каждому из этих критериев, у вас будет SMART-цель, которая, несомненно, будет гораздо более полезной, чем обычная.

Приведём для смарт целей расшифровку.

  • S (specific) — конкретные

Хорошие цели не могут быть двусмысленными. Нужно иметь четкую, лаконичную цель. Например, вместо того, чтобы говорить «я хочу выглядеть лучше», вы могли бы сказать «я хочу сбросить пятнадцать кило к лету». Очевидно, последний пример гораздо более конкретен и, следовательно, более уместен в качестве цели.

  • М (measurable) — измеримые

Отслеживание прогресса в достижении цели является важной частью поддержания мотивации. Это позволяет устанавливать вехи — их можно отмечать при достижении или проводить переоценку в обратном случае. Лучше всегда предусматривать такие аспекты вашей цели, которые можно измерить и оценить.

  • A (achievable) — достижимые

Слишком много людей попадают в ловушку постановки невозможных целей. Хотя недостижимые цели могут немного продвинуть вас вперед, вы почти наверняка в конечном итоге откажетесь от них. Вместо невозможных целей ставьте сложные, но достижимые. Прежде чем ставить цель, убедитесь, что вы действительно можете себе представить, как ее достичь.

  • R (relevant) — актуальные

Не все цели так же важны, как другие. Если цель не соответствует вашему общему плану на всю жизнь, ее достижение может ничего не дать вам. Чтобы цель была полезной, убедитесь, что она стоит вашего времени, её достижение принесет положительные результаты в вашу жизнь, а также в том, что эта цель по крайней мере в какой-то степени соответствует другим вашим целям.

  • T (time-bound)

Эффективные цели SMART должны быть привязаны к срокам. Например, вместо того, чтобы сказать «Я хочу начать читать больше книг», вы можете сказать «Я хочу прочитать двенадцать книг в течение следующих шести месяцев». Человек, который поставил вторую цель, будет гораздо более мотивирован, поскольку у него есть целевая дата.

Пример смарт цели

Учтите, что цели SMART могут применяться к любым жизненным обстоятельствам. Они могут включать личные, профессиональные, деловые цели, касаться образования, здоровья, отдыха и многого другого. Они также могут быть долгосрочными или краткосрочными.

По сути, любой тип цели может и должен быть изменен так, чтобы соответствовать критериям SMART.

Если вы все еще не уверены в том, что именно определяет цель как смарт, рассмотрим релевантный пример.

Допустим, ваша цель — начать больше экономить. Сейчас это не SMART цель, но ее можно легко изменить, чтобы она стала таковой.

Например, можно сказать, что вы хотите откладывать по миллиону рублей в год в течение следующих десяти лет.

Теперь цель является конкретной и измеримой, поскольку у вас есть понимание суммы сбережений. Эта цель также ограничена во времени, поскольку вы намереваетесь откладывать определенную сумму каждый год в течение определенного периода. Достижима ли цель, зависит от вашего финансового положения, но если это так, цель соответствует критериям.

Наконец, вы должны проанализировать, является ли экономия денег актуальной и важной целью для вас лично. Если предположить, что это так, то цель в данном примере соответствует всем критериям SMART.

Если речь идёт о компании, ведущей продажи, то она нуждается в качественном потоке заявок с высокой конверсией. Хорошо сформулированная цель будет содержать перспективный показатель снижения нецелевого трафика и срок, за который это будет достигнуто. Одной из конкретных мер послужит подключение сервиса Антифрод, и здесь мы можем перейти к такой категории, как планы по SMART.

caltouch-platform

Антифрод

Автоматически выявляет некачественные звонки и спам
  • Выявляет и тегирует сомнительные звонки от недобросовестных рекламных подрядчиков или спам
  • Позволяет учитывать в отчетах только качественные обращения
  • Упрощает контроль подрядчиков

Как создать план действий по SMART

Как создать план действий по SMART

Каждая цель SMART нуждается в плане действий. Этот план сфокусирован на том, чтобы процесс достижения был последовательным, логичным и эффективным. Он содержит следующие пункты:

  • Установление этапов.
  • Выделение потенциальных угроз и помех, которые могут помешать достичь целей.
  • Определение действий, которые необходимо предпринять для достижения целей.
  • Определение расписания, которого следует придерживаться.

Используйте чек-листы и планировщики

Полезность планировщиков трудно оспорить, они могут пригодиться для достижения ваших целей. После того, как вы распишете контрольные пункты и график в своем плане действий SMART, составьте планировщик — таблица или программа, в которой отмечается прогресс продвижения к цели. Вычеркивайте промежуточные цели по мере их достижения. Это поможет вам оставаться организованным и удержит вас на пути к достижению поставленных целей.

Стремление и мотивация со временем могут как расти, так и ослабевать. Вы можете оказаться в ситуации, когда само движение не вызывает энтузиазма и понимания. Чтобы избежать этого, следует планомерно фиксировать свои успехи в планировщике целей.

Достижение SMART целей, очевидно, процесс более сложный, чем их постановка, но если вы будете оставаться мотивированными и следовать продуманной стратегии, то сможете достичь каждой поставленной цели.

caltouch-platform

Сквозная аналитика

 от 990 рублей в месяц
  • Автоматически собирайте данные с рекламных площадок, сервисов и CRM в удобные отчеты
  • Анализируйте воронку продаж от показов до ROI
  • Настройте интеграции c CRM и другими сервисами: более 50 готовых решений
  • Оптимизируйте свой маркетинг с помощью подробных отчетов: дашборды, графики, диаграммы
  • Кастомизируйте таблицы, добавляйте свои метрики. Стройте отчеты моментально за любые периоды
Оцените
Rate this post
Поделитесь с друзьями
Подпишитесь на обновления
Нажимая на кнопку "Подписаться", вы даёте своё согласие на обработку персональных данных.
Пришлите свою статью

Комментарии:

Рекомендуем прочитать
Бесплатный вебинар
Как оптимизировать расходы на рекламу и привлечь целевую аудиторию на сайт
Записаться
У нас тут cookies…
На сайте используются файлы cookies. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь с этим. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.