5 апреля 2022
Темы | Бизнес
Нет времени читать?
Отправить статью на почту

SaaS: что это такое, преимущества модели для бизнеса, принцип работы и примеры

5 апреля 2022
15 мин на чтение
25008
SaaS: что это такое, преимущества модели для бизнеса, принцип работы и примеры
author__photo

Saas – одна из форм использования приложений, когда ПО находится не на физическом носителе, а в облаке. Таковыми можно назвать E-mail, Google Analytics, Facebook* (*продукт компании Meta, которая признана экстремистской организацией в России). В статье рассмотрим преимущества и недостатки модели и принцип работы, а также как выбрать SaaS для вашего бизнеса.

Что такое Saas

Software as a service (SaaS) – это программное обеспечение как услуга. При этой модели обслуживания у подписчиков есть готовое прикладное программное обеспечение. Управляет приложением поставщик, а клиенты получают доступ к функциям через браузер или мобильное приложение.

Что такое Saas

Saas не считается новой концепцией. Модель зародилась еще во второй половине прошлого века — в виде терминалов, которые оснащались клавиатурой и монитором, но не имели процессора. Все устройства были присоединены к мейнфрейму (главному компьютеру вычислительного центра с большим объемом памяти), где находились данные пользователей. С развитием технологий менялась и система Saas. Сегодня эти модели полностью перешли в облако, информация хранится там. 

В чем разница между Saas, Paas и IaaS

При PaaS операционка управляется провайдером, а клиент контролирует исключительно приложения, не имея доступа к операционной системе и низкоуровневым настройкам. При IaaS предоставляется доступ к вычислительным ресурсам в облаке с оплатой по факту использования. Поставщик Saas берет на себя настройки, обновления, резервное копирование и прочие технические составляющие, в то время как клиент получает настроенную программу.

Кому будет интересна модель

Тем, кто ценит каждый час. Разработчики экономят время, которое пришлось бы потратить на установку программ на ПК всех пользователей. При этом нет необходимости переживать о том, что программы могут быть взломаны, а данные клиентов похищены. Поставщики Saas следят за всеми техническими аспектами работы приложений. Таким образом, использовать их можно сразу же после создания личного кабинета у выбранного поставщика услуг. 

Чтобы сэкономить свое время и взять расходы на рекламу под контроль – эффективнее и выгоднее использовать для этого единую систему. Попробуйте маркетинговые продукты Calltouch – систему сквозной аналитики, коллтрекинга и управления рекламой.

Преимущества и недостатки модели

Плюсы модели SaaS:

  • Отсутствие переплат. Для бизнеса это обходится на 15-20% выгоднее, чем стандартное ПО. 
  • Надежный уровень безопасности. Информация размещается на серверах профессионального датацентра с многоуровневой системой контроля доступа, резервным электропитанием и резервными каналами доступа в Интернет. 
  • Отсутствие установки. Все приложения находятся в облаке. Пользователям не нужно загружать обеспечение на свой компьютер и ждать его установки. 
  • Возможность сокращения количества сотрудников IT-отдела. 
  • Доступ к ПО со всех устройств.
  • Минимальные требования к устройствам, с которых пользователи входят в приложения.
  • Отсутствие территориальной привязки. 

Минусы модели:

  • необходимость в постоянном и бесперебойном подключении к сети; 
  • высокий уровень защиты данных только при сотрудничестве с надежными сервисами; 
  • ограниченный функционал в сравнении с классическим программным обеспечением.

Недостатком модели Saas также можно считать и то, что расширить возможности подобных программ пока невозможно из-за некоторых особенностей веб-браузеров.

Принцип работы Software As A Service

Работа модели достаточно упрощена в сравнении со стандартным программным обеспечением. 

Работа через веб-интерфейс

Все хранится в сети, носитель не требуется. Чаще всего подобные программы не нужно устанавливать. Для работы необходимо зайти на веб-сайт ПО, создать учетную запись при помощи личного электронного адреса и получить пароль. После этого можно войти в систему и работать с приложением — для дальнейшего использования его инструментов достаточно иметь стабильное подключение. Если же клиент захочет уйти с платформы, то просто экспортирует свои данные. 

Плата за доступ

Для получения доступа к определенному функционалу программы пользователь приобретает подписку с фиксированной стоимостью. При остановке работы приложения выплаты просто прекращаются. 

Поддержка от поставщика услуги

Приобретая подписку на пользование функционалом программы, клиент при возникновении сбоев в работе ПО сможет обратиться в техподдержку. С большой долей вероятности вопрос будет решен оперативно и своевременно. 

Что нужно рассмотреть при покупке SaaS для вашего бизнеса

На рынке нет нехватки SaaS-решений, и с каждым днем их становится больше. Чтобы не ошибиться с моделью, изучите доступную информацию, отзывы и попробуйте программу на деле, если производитель предлагает бесплатный период.   

Определить проблему

Первым делом заказчик должен определить цели использования программного инструмента. Например:

  • автоматизировать процесс отслеживания клиентов и их запросов;
  • клиент желает больше публикаций в соцсетях. 

После выявления проблемы необходимо приступить к написанию перечня главных функций для решения проблемы.

Составить список необходимых функций

Если клиент работает один, то составить список функций для него несложно. Гораздо труднее определиться при работе в большой команде. Saas может обладать функционалом, помогающим планировать проекты, вести совместные документы, удобно комментировать задачи и планы, обмениваться файлами внутри и вне организации. Также сейчас наблюдается рост программных продуктов, которые сочетают функции управления людскими ресурсами, учета заработной платы и управления расходами. Самыми простыми системами можно назвать Outlook или Hotmail, к более сложным можно отнести CRM

Найти нужную модель

Когда цели и функции определены, можно приступать к поиску нужной модели. Неправильный выбор приложения повлечет за собой большие денежные затраты. Чтобы определиться, ознакомьтесь со статьями и отзывами пользователей о разных инструментах SaaS. 

Попросить своих коллег и сеть

Помимо поиска информации в Google необходимо подключить свою профессиональную и личную сеть. Например, можно спросить сотрудников вашей компании, какие рекомендации они могут дать касательно выбранного программного обеспечения. Также можно задать вопросы владельцам бизнеса в схожих направлениях. Ценные советы можно будет применить на практике. 

Прочитать сторонние обзоры

Обзоры помогут выявить сильные и слабые стороны каждого приложения и быстрее определиться с выбором. На некоторых ресурсах пользователи размещают сравнения различных ПО. Так вы сможете определить, какой из инструментов лучше справится с поставленной задачей.

Воспользоваться бесплатными пробными версиями

Если вы выделили для себя несколько продуктов SaaS, их можно протестировать в демо-режиме. В большинстве случаев пользователи получают возможность от одной до двух недель тестировать ПО бесплатно. Этого времени достаточно для того, чтобы детально ознакомиться с функционалом продукта. Некоторые приложения SaaS в принципе предлагают пользователям бесплатный функционал. Он может быть весьма ограниченным, однако для небольших предприятий этого будет достаточно. 

Связаться с различными поставщиками

Когда выбранные приложения протестированы, стоит обратиться к поставщикам ПО. Вы поймете, действительно ли выбранный продукт SaaS поможет в развитии его бизнеса. Также поставщик сможет подробнее рассказать об особенностях ПО.

Как настраивать и использовать Software As A Service

SaaS настраивается просто:

  1. Вы оплачиваете, после этого подключается облачный сервис.
  2. На почту приходят логин и пароль для входа в систему.
  3. Запускается мастер настройки системы. 
  4. Подключается специальный клиент, который необходим для передачи сообщений. Теперь вы можете воспользоваться поддержкой в любой момент. 

Примеры SaaS

CRM-SaaS и HRM-SaaS – популярные разновидности модели Software as a service.  

CRM-SaaS

CRM-инструменты – это программное обеспечение, которое необходимо для оптимизации работы с клиентами. Оно помогает менеджеру довести лида до конца воронки продаж, собрать статистику и сделать клиента постоянным. CRM позволяет отслеживать этапы работы и находить слабые места, из-за которых бизнес несет потери.

Программа довольно быстро запускается, а стоимость может уложиться в несколько тысяч рублей. Кроме того, бизнес экономит на эксплуатационных расходах, выделяемых на настройку программы. 

Главными недостатками подобных инструментов можно назвать:

  • необходимость передавать базы данных пользователей сторонним компаниям;
  • ограниченный функционал для настроек;
  • часто возникающие сбои в результате интеграции с внутренними приложениями. 

Одним из самых известных CRM-продуктов можно назвать платформу Salesforce.com, которая сегодня считается мировым лидером в этой нише. На российском рынке – amoCRM, РосБизнесСофт, On-CRM.ru.

HRM-SaaS

Системы HRM помогают автоматизировать работу с персоналом. Их основная цель – упорядочить учет и расчет, а также снизить потери, связанные с уходом сотрудников. HRM-SaaS довольно сложно устроены, поэтому работать с ними труднее, чем с CRM. Пример подобных программ – SuccessFactors HCM, SuccessFactors. 

Если вы хотите разгрузить сотрудников и автоматизировать рутинные задачи, воспользуйтесь сквозной аналитикой Calltouch. Сервис автоматически собирает

данные с разных каналов трафика в одном окне в виде удобных отчетов.

Сквозная аналитика
Оценивайте эффективность всех рекламных кампаний в одном окне от клика до ROI
Вкладывайте в ту рекламу, которая приводит клиентов
Подробнее

Альтернативы Software As A Service

Альтернативами Software As A Service называют приложения, которые имеют смешанный функционал со стандартными ПО и облачными структурами. Наиболее распространенные альтернативы:

  • S+S. Продукты работают примерно по той же схеме, но вместо браузера применяется специальный клиент.
  • IaaS. Подобные продукты дают доступ виртуальным серверам и облачному хранилищу, чтобы различные компании могли с ними работать, используя свои инструменты. Заказчик не контролирует физическую инфраструктуру,  но управляет комплексом ПО.
  • PaaS. Модель, при которой потребитель получает платформу для запуска приложения и облачное хранилище. Здесь он разворачивает программное обеспечение, поддерживаемое провайдером. Клиент не может управлять инфраструктурой, но контролирует собственные приложения.
  • Аренда ПО. Каждому пользователю выдают отдельную копию приложения. В этом и заключается главное отличие от SaaS, где все клиенты работают с одним ПО. Такие программы считаются более сложными в плане настроек и администрирования. 

Заключение

Модель Saas помогает автоматизировать бизнес-процессы и увеличить продуктивность компании, при этом не требуя огромных затрат – как финансовых, так и временных. Главное – грамотно подойти к выбору: составить список нужных функций, изучить отзывы о программах, попробовать бесплатную версию.

Магазин умных предложений для вашего бизнеса
Автор блога Calltouch
Нет времени читать?
Оцените
Поделитесь с друзьями
Лучшие маркетинговые практики — каждый месяц в дайджесте Calltouch
Подписывайтесь сейчас и получите 13 чек-листов маркетолога
Нажимая на кнопку "Подписаться", вы даёте своё согласие на обработку персональных данных и получение рекламной информации о продуктах, услугах посредством звонков и рассылок по предоставленным каналам связи.
У вас интересный материал?
Опубликуйте статью в нашем блоге
Опубликовать статью
Хотите получить актуальную подборку кейсов?
Прямо сейчас бесплатно отправим подборку обучающих кейсов с прибылью от 14 730 до 536 900р.
[contact-form-7 404 "Not Found"]
У нас тут cookies…
На сайте используются файлы cookies. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь с этим. Подробности об обработке ваших данных — в политике использования файлов cookie.
Вставить формулу как
Блок
Строка
Дополнительные настройки
Цвет формулы
Цвет текста
#333333
Используйте LaTeX для набора формулы
Предпросмотр
\({}\)
Формула не набрана
Вставить